Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ
МДОУ «Новомичуринский детский сад №1» посещает 4 детей с ОВЗ (РАС, НОДА), 1 - онкозаболевание и 1 - инсулинозависимый. Дети могут посещать дошкольное учреждение общеразвивающего вида. Образование могут получать по Основной образовательной программе МДОУ «Новомичуринский детский сад №1», разработанной на основе ФГОС ДО и адаптированной образовательной программе.
Услуги тьютера не требуются.
Наличие сахарного диабета у детей предполагает для сотрудников ДОУ:
1.соблюдение диеты
2.дозированные физические нагрузки
3.своевременное лечение препаратами инсулина.
Кроме этого, для ребенка составляется отдельное меню.
Особенность диеты при сахарном диабете:
Ограничения: хлебобулочные изделия из пшеничной муки, картофель, каши (манная, рисовая), цитрусовые, сладкие ягоды;
рекомендуются каши из круп грубого помола (гречневая, овсяная, кукурузная), но не более 1-2 р. в день.
Без ограничения:
овощи (все кроме картофеля);
фрукты и ягоды- несладкие сорта яблок, черная смородина, вишня и т.д., сырыми и в компотах без сахара или с заменителями сахара; мясо и рыба.
Повар отдельно готовит питание для этого ребенка. Объем порций при раздаче согласовываются с медсестрой. Каждая порция взвешивается.
Медсестра и воспитатели обучены методике контроля уровня сахара .
В этой группе функционирует скользящий режим дня по согласованию с медицинской сестрой. В течение дня режим может сдвигаться по времени, например, ребенка раньше кормят обедом или ужином, так как уровень сахара в крови у него понижается или повышается.
Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.
Особенности воспитательно-образовательного процесса в группе, где находится ребенок-инвалид, по ООП МДОУ:
• скользящий режим дня и сетка занятий
• индивидуальная физическая нагрузка
Цель работы:
· Обеспечить специальные образовательные условия для максимальной
реализации особых образовательных потребностей ребёнка-инвалида в процессе
обучения и воспитания на ступени дошкольного образования.
Задачи:
· Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных
операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных
представлений, общей и мелкой моторики.
· Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
· Снижение эмоционального напряжения, введение ребенка в мир человеческих
эмоций.
· Развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешного развития
процесса общения.
· Формирование позитивной мотивации к обучению.
· Оказание психологической помощи и поддержки родителям, воспитывающим
детей с сахарным диабетом.
Правила при работе с диабетиком:
1. Избегать напряжения психоэмоционального фона ребенка.
2. Делать кратковременные перерывы в занятиях для зрительной разгрузки.
3. Перед началом занятий поинтересоваться состоянием здоровья ребенка на текущий момент.
4. Обращать внимание на внезапно изменившееся состояние и внешний вид ребенка.
Ожидаемые результаты:
1 .Снижение нервного напряжения.
2. Волевое поведение, развитие произвольности.
3.Активность ребёнка, желание взаимодействовать со всеми участниками процесса.
4. Реальная (адекватная) самооценка
5. Расположение к партнерским отношениям со сверстниками.
6. Положительная учебная мотивация, эмоциональный фон.
7.Сотрудничество родителей.
Задачами деятельности ДОУ, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования, в группе общеразвивающей направленности, которую посещает ребенок (РАС) являются:
· оказание комплексной психолого-педагогической и социальной помощи ребенку, страдающему аутизмом, испытывающим трудности в социальной адаптации и усвоении образовательной Программы;
· осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи аутичному ребенку, а так же семье в которой он воспитывается;
· проектирование социальных ситуаций развития ребенка с ОВЗ и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности через общение, игру, познавательноисследовательскую деятельность и другие формы активности;
· охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
· обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
· создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
· объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
· формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
· формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и
· индивидуальным особенностям детей;
· обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
· обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
Цель коррекционно - развивающей работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (РАС)
-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательной активности;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Объединение усилий специалистов в области психологии, педагогики, позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.
Ожидаемые результаты (РАС):
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видам игры; различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
-у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Нормативно-правовая база РФ в области инклюзивного образования
- Конституция Российской Федерации- - «Конвенция о правах ребенка»
- - «Конвенция ООН о правах инвалидов»
- - Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
- - Закон РФ «Об образовании»
- - Резолюция 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН в « Декларации о правах инвалидов», принятая 09 декабря 1975г
- - Декларации прав ребенка
- - Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 617
- - Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
- - Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
- - Программа «Доступная среда для инвалидов»,
- - Концепция непрерывного образования.
- Конвенция о правах ребенка
- Конвенция о правах инвалидов
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов
- Полезные ссылки: инклюзивное образование
- Консультация для родителей "Мой ребенок-аутист"
- Буклет для родителей, воспитывающих ребенка с аутизмом
- Консультация для педагогов "Работа с детьми с ранним детским аутизмом"
- Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми
- Развитие толерантности в детском коллективе